Проникновение Интернета. Итоги зимы

03.04.2014

По данным исследования ФОМ, зимой 2013-2014 г. доля суточной интернет-аудитории в России составила 48 % или 56,3 млн человек. В предыдущем периоде (осенью 2013 года) процент этой группы составлял 46 %, что в количественном выражении равняется 53,2 млн человек. Если сравнивать исследуемый период с результатами годичной давности, то зимой 2012-2013 года суточная доля интернет-пользователей составляла 43 % (51,1 млн человек).

Динамика недельной аудитории также показала рост зимой 2013-2014 года. В исследовании отмечается, что в рассматриваемый период хотя бы раз в неделю в Сеть выходило 57 % интернет-пользователей (65,9 млн человек). Год назад этот показатель был чуть ниже – 53 % (61,3 млн человек). А в предыдущем рассматриваемом периоде доля недельной интернет-аудитории составляла 54 % (63,2 млн человек).

Также изменилось и количество интернет-пользователей, выходящих в сеть примерно раз в месяц, однако рост нельзя назвать стремительным. Этой зимой месячная аудитория составляла 59 % или в количественном выражении 68,7 млн человек. Год назад в сеть выходило 55 % всех пользователей Интернета (64,4 млн человек). Напомним, что наиболее стремительное увеличение этих показателей произошло в промежуток между зимами 2009 и 2011 годов. Тогда месячная интернет-аудитория увеличилась примерно на 10 % за год, что в количественном выражении соответствовало 10 млн человек.

Что касается структуры интернет-аудитории России, то здесь продолжается рост доли суточной аудитории. В частности, зимой прошлого года отмечалось, что пользовались интернетом около 77 % опрошенных, тогда как в рассматриваемом периоде утвердительно ответили 82 % респондентов. В предыдущем периоде (осенью 2013 года) доля этой группы составляла 80 %. Исследование показывает, что доля тех, кто выходит в Сеть хотя бы раз в неделю составляет 14 %, тогда как тех, кто заходит в Интернет всего один раз в месяц – 4 %. Отметим, что «всего» 10 лет назад доли суточной, недельной и месячной активности делились примерно поровну (34 %, 37 %, 29 %).

Данные о проникновении Интернета в России в разделении по типам населенных пунктов, представлены в исследовании следующим образом: практически во всех видах городов Российской Федерации динамика роста проникновения Интернета не высокая, а в Москве вовсе отмечен спад: если осенью 2013 года проникновение Интернета оценивалось в 74 %, то к концу зимы текущего года столица России потеряла 1 %. В Петербурге с прошлого рассматриваемого периода проникновение Интернета увеличилось на 3 % и составило 72 %. Напомним, что зимой прошлого года в Северной столице этот показатель был равен 70 %.

В городах с населением более 1 млн человек за год уровень проникновения Интернета вырос на 3 %, составив 65 %, города с населением более 500 тыс. человек – 63% на конец зимы текущего года (рост на 3 %), такой же показатель и у населенных пунктов с населением 100-500 тыс. человек. Наиболее активную прибавку в проникновении Интернета показали города с населением менее 100 тыс. человек: с зимы прошлого года прирост составил 4 % и в рассматриваемом периоде показатель равен 59 %, а также села, которые за год прибавили 5 %. В этих населенных пунктах проникновение Интернета на конец зимы текущего года оценивается в 46 %. Ожидается, что именно последние два типа населенных пунктов будут прибавлять «в весе» в ближайшем будущем, что обусловлено ростом объема ШПД в России.

Данные проникновения Интернета в России по федеральным округам выглядят следующим образом: в ЦФО зимой текущего года уровень проникновения Интернета оценивается в 61 %, примечательно, что ситуация с осени 2013 года не изменилась, тогда как за год этот показатель увеличился на 2 %.

В СЗФО наблюдается рост проникновения Интернета. Осенью 2013 года уровень проникновения оценивался в 64 %, тогда как в рассматриваемом периоде его показатель составляет 67 %. Прирост за год составил 6 %.

В ПФО практически такая же картина: зимой прошлого года уровень проникновения Интернета составлял 51 %, тогда как в этом году он оценивается в 55 %. С осени 2013 года прибавка составила 3 %, годовой рост – 4 %.

На Юге и Северном Кавказе ситуация складывается интереснее. Зимой 2012-2013 года уровень проникновения Интернета оценивался в 58 %, а к осени 2013 года показатель упал до 55 %, но к рассматриваемому периоду ситуация начала стабилизироваться и сейчас показатель составляет 57 %.

Подобным образом «штормило» и ДФО: потеря в промежутке с зимы 2012-2013 составила 4 %, но к рассматриваемому периоду уровень проникновения Интернета увеличился до 56 %, полностью компенсировав потери.

В Сибири ситуация в целом стабильная: уровень проникновения Интернета оценивается в 57 %, увеличение за год составляет 4 %, а с осени 2013 года – 1 %.

Наконец, на Урале (УФО) отмечено первое увеличение проникновения Интернета с зимы 2012-2013, когда этот показатель составлял 59 %. На сегодняшний день он увеличился до 63 %.