Развитие Интернета в России. Акцент на мобильном ШПД

14.04.2014

С осени 2012 года по осень 2013 года прирост общей численности пользователей Интернета составил менее 9% или 5 млн человек. Напомним, что это самый низкий показатель за последние 10 лет. За год также выросла суточная аудитория - сегодня все больше людей, которые выходили в Сеть лишь изредка, теперь делают это ежедневно.

В 2013 году наиболее высокие темпы аудитории Интернета отмечены в Сибири, на Юге и Северном Кавказе, а также в центральных регионах России. Эти же регионы быстрее всего сокращали отставание от столицы по уровню проникновения Интернета. Отметим также, что Петербург показал отрицательную динамику роста аудитории за год потеряв 2,6%, однако, Северо-Западный регион (без города на Неве) прибавил за год 7,8%. В Москве аудитория Интернета увеличилась на 6,4 %.

Отметим, что более трети новых пользователей Интернета - жители сельской местности. По сравнению с 2012 годом их стало на 18% больше, т.е. на 2 млн человек. Это самый высокий показатель роста среди всех типов населенных пунктах, как в абсолютных, так и в относительных цифрах. За селами по темпам проникновения Интернета следуют города с населением от 500 тыс. до 1 млн человек: увеличение за год на 5,5%. Города от 100 тыс. до 500 тыс. человек прибавили за год 4,7%, а города с населением менее 100 тыс. - 3,8%. Проникновение Интернета в Москве на конец осени 2013 года увеличилось на 4,5%, а Петербург потерял 1,8% в этом показателе.

Напомним, что ещё несколько лет назад во всех российских селах проживало меньше пользователей Интернета, чем в Москве. На сегодняшний день численность сельской аудитории Сети больше, чем население столицы России и Петербурга вместе взятых. Эксперты рынка отмечают, что если проникновение Интернета в небольшие населенные пункты будет продолжаться такими же темпами, то к через несколько лет можно ожидать ещё 3,5 млн новых пользователей.

В прошлом году суточная аудитория Интернета росла быстрее, чем месячная. Доля пользователей, которые выходят в Сеть хотя бы раз в день достигла 80%. Также отметим, что с каждым годом Интернетом пользуется все больше людей старшего поколения. Но на аудиторию до 35 лет приходится до сих пор более половины пользователей Интернета, однако, наблюдается динамика снижения этого показателя. Процент детей и молодежи, использующих Интернет, больше всего в маленьких городах и селах, а людей старшего поколения - в Москве и Петербурге.

Подобное увеличение аудитории Интернета происходит на фоне повышения доступности Сети в регионах. По данным компании «Яндекс» в 2013 году средняя заявленная провайдерами скорость фиксированного широкополосного доступа выросла, а стоимость безлимитного доступа снизилась во всех регионах России. В столицах, однако, удешевление Интернета в прошлом году - минимально. В Петербурге средний тарифный план подешевел на 17%, в Москве - на 23%. Лидером по удешевлению доступа в Интернет оказался ДВФО - 40% за год. Однако отметим, что Дальневосточный регион в начале 2012 году лидировал также по максимальной стоимости тарифов.

Меняется в России и картина мобильного ШПД - разрыв по доступности этого вида Интернета заметно сокращается. Сейчас разница в цене за один Гб трафика между самым дорогим и самым дешевым регионом снизилась с в 2 раза: с 4,2 до 2,4 раза. Наибольшее снижение цены за год отмечается в УрФО - 81%, следом идет Москва - 51% и ЦФО - 50%. В Петербурге в 2013 году мобильный Интернет подешевел на 26% - это минимальный показатель по всей России.

Компания TNS, используя статистику, учитывающую только жителей российских городов с населением более 100 тыс. и в возрасте от 12 лет, предоставляет следующие данные по аудитории мобильного Интернета: в декабре прошлого года с различных мобильных устройств в Сеть вышло более 25,5 млн жителей крупных городов. Это составляет около 40 % населения этих населенных пунктов. Численность аудитории мобильного Интернета в прошлом году увеличилась на 8,7 млн раз, что является самым высоким показателем прироста за последние 10 лет. Самый высокий прирост отмечен на Урале и в Москве, где пользователей стало больше на 69% и 64% соответственно. Рекордно также росло проникновение мобильного Интернета в городах с населением более 100 тыс. человек. В этих населенных пунктах уровень проникновения увеличился на 14,2%.

По данным сервиса «Яндекс.Метрика» на конец февраля 2014 года 86% российских пользователей мобильного Интернета выходят в сеть со смартфонов и коммуникаторов на базе ОС Android и iOS. Доля альтернативных операционных систем во всех регионах не превышает 10-20%. Чаще всего мобильным Интернетом пользуются жители экономически развитых регионов России. Наименьшая аудитория в регионах с низким уровнем дохода и в населенных пунктах с невысоким проникновением мобильного ШПД. В столицах мобильным Интернетом пользуются в 2-3 раза активнее, чем в среднем по России. Среди регионов первое место принадлежит Уральскому федеральному округу.

Также в исследовании приводится статистика по развитию доменов в России. По данным ТЦИ в 2013 году число доменных имен второго уровня в зонах .ru и .рф выросло до 5,7 млн (увеличение на 12,3%). Больше всего увеличилось число доменов на Дальнем Востоке (на 35%), в Сибири и Северном Кавказе (оба региона показали прирост на 26%).

Увеличивается также и количество организаций, которые присутствуют в Интернете. Так, 55% организаций, зарегистрированных в «Яндекс.Справочнике», указали, что у них есть свой собственный сайт. Наибольшее количество таких компаний расположено в Центральном округе, Москве и в Петербурге. Самый высокий рост этого показателя отмечен на Северном Кавказе. Также по данным «Яндекс.Каталога» меньше всего сайтов бизнес-тематики отмечено на Северном-Кавказе, а больше всего - на Урале и в Поволжье. Москва и Петербург стали сосредоточением рекордного количества ресурсов, посвященных хобби и потребительским товарам, именно поэтому доля деловых ресурсов в этих городах меньше, чем в других регионах.