Рынок ШПД. Выше всех ожиданий

13.05.2014

Согласно данным аналитической компании ABI Research, в 2013 году количество абонентов широкополосного доступа к Сети (DSL, кабель, оптоволокно) выросло на 6%. Таким образом, общее количество домохозяйств в мире, подключенных к Интернету посредством широкополосных линий, преодолело рубеж в 665,4 млн.

Количество домохозяйств, подключенных по оптоволоконному кабелю, за год выросло на 29%, достигнув отметки 126,6 млн. По прогнозам аналитиков из ABI Research, к 2019 году по всему миру будет насчитываться до 265 млн абонентов, которые выходят в Сеть посредством оптоволоконного соединения. Среднегодовой темп роста при этом составит 11,7 %.

Сообщается, что в 2013 году в мире услугами ШПД в Сеть, предоставленных с помощью кабельных модемов, пользовались 161 млн абонентов, что на 7% больше прошлогоднего показателя, тогда как количество пользователей Интернета, доступ к которому осуществляется по технологии DSL, уменьшилось на 1%, опустившись до отметки 378 млн абонентов. Постоянно растущее число абонентов, отдающих предпочтение услугам ШПД в Сеть, предоставляемым посредством оптоволоконных сетей, способствует замедлению роста в сегменте DSL в Азиатско-Тихоокеанском регионе и Северной Америке.

Глобальный объем выручки интернет-провайдеров, предоставляющих услуги ШПД в Сеть посредством технологии DSL в 2013 году снизился на 2 %, в основном из-за сокращения абонентской базы и уменьшения среднего дохода операторов с одного абонента в Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Совокупные доходы операторов, предоставляющих услуги ШПД посредством оптоволокна, в 2013 году выросли более чем на 15 %, составив $46 млрд. Британский оператор British Telecom и российский «ВымпелКом» видят в этом приросте объема выручки свою большую заслугу.

Так как доходы от традиционных услуг, вроде голосовых вызовов и обмена сообщениями, снижаются, операторы стараются сохранить темпы роста доходов с помощью инновационных сервисов и контента, передаваемого в высокоскоростных сетях. В ABI Research прогнозируют, что в 2019 году объем рынка услуг ШПД на основе оптоволоконных сетей в денежном эквиваленте достигнет $100 млрд.

По количеству абонентов ШПД в Сети первенство принадлежит китайским операторам China Telecom и China Unicom – 100 млн и 64 млн абонентов соответственно. По состоянию на конец 2013 года, на эти две компании приходится 53 % и 34 % всей абонентской базы Китая.

По итогам 2013 года количество абонентов широкополосного доступа в интернет в частном сегменте в России составило 27,3 млн. Объем российского рынка ШПД в сегменте домохозяйств в 2013 году составил 110 млрд руб. (что на 10% выше аналогичного периода 2012 года). По оценкам iKS-Consulting, к концу 2013 года проникновение услуги широкополосного доступа в Интернет в России достигло 49%.

Уровень проникновения в РФ выше среднемирового показателя (в 2013 году по прогнозу МСЭ среднемировое проникновение ШПД по домохозяйствам составило 39%), однако значительно ниже среднего уровня развитых стран (в США, например, данный показатель составляет 70% по данным агентства Pew Research Center). Такое отставание объясняется неравномерностью развития телекоммуникационной инфраструктуры на всей территории страны. В крупных городах этот показатель как правило выше 70%, в то время как в сельской местности и труднодоступных населенных пунктах процент пользующиегося широкополосным доступом в интернет достаточно низок (например, в Республике Дагестан данный показатель не превышает 11%, в Республике Ингушетия - 5%).

В 2013 году прирост абонентской базы составил 7%, что значительно ниже показателей прироста прошлых лет. В этих условиях операторы решают задачу поддержания темпов роста доходности за счет предоставления абонентам дополнительных услуг и пакетных предложений. В своих маркетинговых инициативах в 2013 г. федеральные и крупные региональные операторы продолжили фокусироваться на пакетных предложениях платного ТВ вместе с ШПД и телефонией, тогда как за рубежом предложение услуг уже значительно шире и включает в себя, например, кросс-платформенные решения — возможность просмотра контента на всех устройстах (ТВ, компьютер, планшет, ноутбук, смартфон), решения для «умных домов» и т.д.