Регулирование отрасли телекоммуникаций на сегодняшний день находится на этапе реформирования, осуществляемого по различным направлениям.

  • Регулирование в области связи

    Министерство связи и массовых коммуникаций РФ проводит ряд крупных инициатив по внесению изменений в ФЗ «О связи». Предполагаемые изменения относятся как к общим направлениям регулирования, так и к отдельным вопросам, связанным с управлением радиочастотным спектром, разрешительной деятельностью и оказанием универсальных услуг связи.

    Для общественного обсуждения проекта ФЗ «О связи» Минкомсвязи РФ было предложено создание рабочих групп по следующих областям регулирования:

    1. Лицензирование и авторизация деятельности в области связи
    2. Управление спектром
    3. Защита интересов пользователей
    4. Развитие инфраструктуры
    5. Обеспечение безопасности и обороноспособности
    6. Развитие конкуренции
    7. Универсальный доступ

    Участие ФГУП ЦНИИС запланировано во всех рабочих группах.

  • Перенос номера

    Минкомсвязи России подготовлен блок изменений для реализации права абонента на услугу переноса номера.

    На общественном обсуждении находится следующие проекты нормативных правовых актов РФ:

    • Проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в Правила оказания услуг подвижной связи» (вносятся изменения, регламентирующие вопросы взаимоотношений операторов подвижной радиотелефонной связи и абонентов при перенесении абонентских номеров),
    • Проект постановления Правительства Российской Федерации «О порядке функционирования базы данных перенесенных абонентских номеров и предоставления доступа к ее ресурсам» (предлагается, что финансовое обеспечение функционирования базы данных переносимых номеров, осуществляется за счет платежей операторов связи за внесение изменений в базу данных перенесенных номеров, а также за счет средств резерва универсального обслуживания в случае нехватки средств, поступивших от операторов-реципиентов на основании договора заключаемого между оператором базы данных и Федеральным агентством связи),
    • Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Порядка финансирования создания и функционирования базы данных перенесенных номеров и взимания платы за внесение изменений в базу данных перенесенных абонентских номеров» (предлагается, что финансовое обеспечение функционирования базы данных переносимых номеров, осуществляется за счет платежей операторов связи за внесение изменений в базу данных перенесенных номеров, а также за счет средств резерва универсального обслуживания в случае нехватки средств, поступивших от операторов-реципиентов на основании договора заключаемого между оператором базы данных и Федеральным агентством связи).
  • Распостранение информации, которая Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» отнесена к запрещенной

    В целях упорядочения отношений по определению и обработке информации в сети Интернет, распространение которой в Российской Федерации запрещено, Роскомнадзором подготовлен проект приказа «Об утверждении Порядка взаимодействия оператора единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» с провайдером хостинга».

  • Защита интеллектуальных прав в сети Интернет

    Министерством культуры подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях прекращения нарушений интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети интернет». Основная идея проекта Федерального закона заключается в необходимости совершенствования законодательства, направленного на пресечение нарушений интеллектуальных прав и защиту результатов интеллектуального труда, гарантированную гражданам Конституцией Российской Федерации. Законопроектом предусмотрена обязанность провайдера хостинга в течение суток с момента получения от правообладателя заявления о нарушении его интеллектуальных прав в сети Интернет в связи с незаконным размещением информации, содержащей объект его интеллектуальных прав, уведомлять владельца сайта в сети Интернет о необходимости удаления незаконно размещенной информации, содержащей объект интеллектуальных прав заявителя. Также законопроектом устанавливается обязанность владельца сайта в сети Интернет принимать по заявлению правообладателя или уведомлению от провайдера хостинга ряд мер, направленных на прекращение нарушения его интеллектуальных прав, непринятие которых со стороны провайдера хостинга или владельца сайта в сети Интернет будет являться административным правонарушением.

  • Закон об Интернете

    На различных общественных площадках (Координационный Центр национального домена сети Интернет, Технический центр Интернет и иные) обсуждается необходимость принятия отдельного федерального закона об Интернете.

  • Защита прав потребителей

    В январе 2013г. Роскомнадзор представил для общественного обсуждения проект Концепции создания системы контроля качества предоставления услуг связи в РФ, направленной на  повышение качества услуг связи и эффективность функционирования контрольно-надзорных органов в сфере связи. Дальнейшая деятельность Роскомнадзора в данном направлении связана с разработкой методик оценки (измерений) показателей качества услуг связи.

    Департамент информационных технологий города Москвы представил предложения по нормативному закреплению стандартов сотовой связи, которые могли бы применяться при оценке качества услуг, предоставляемых операторами абонентам. Документ опубликован для общественного и экспертного обсуждения на официальном сайте ведомства.

    Самостоятельные инициативы в области качества услуг связи проявляют практически все участники телекоммуникационного рынка. В частности, крупные операторы связи и ведущие организации рассматривают различные компромиссные подходы к оценке качества услуг связи, основанные на принципах бенчмаркинга и саморегулирования.

  • Техническое регулирование

    Минпромторгом России, совместно с отраслевыми федеральными органами исполнительной власти, подготовлен проект федерального закона «О стандартизации в Российской Федерации» (далее - Проект). Разработчики Проекта предлагают выделить из Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» и объединить в отдельный документ нормы, регулирующие деятельность в сфере стандартизации продукции, работ и услуг. В Проекте предлагается в основном сохранить существующую систему стандартизации, но расширить полномочия национального органа по стандартизации и конкретизировать правовое положение остальных звеньев данной системы. Разработку национальных стандартов предлагается сделать плановой. Для этого национальный орган по стандартизации должен будет утверждать на среднесрочную перспективу программу по стандартизации, включающую программу разработки национальных стандартов, программу научно-исследовательских работ в области стандартизации, а также перспективные программы развития стандартизации по приоритетным направлениям. Кроме того, предлагается разработать правила применения национальных стандартов других стран, а также региональных, межгосударственных стандартов и других документов по стандартизации. Порядок их применения будет определять национальный орган по стандартизации.