Новая стратегия ЦНИИС

04.01.2014

В декабрьском юбилейном номере журнала "Электросвязь" вышла статья и.о. генерального директора ЦНИИС А.Б. Васильева "Новая стратегия ЦНИИС. Шаг 1: оператор базы данных перенесенных номеров"

 

Актуальность проекта для России

Услуга переносимости абонентских номеров (Mobile Number Portability, MNP) введена в большинстве промышленно развитых стран мира. Услуга направлена на развитие конкуренции на рынке подвижной связи, что должно обеспечить переход от ценовых войн к борьбе за абонента в сфере технологий. Основной характеристикой услуги становится качество ее оказания, а основным достигнутым результатом — лояльность абонента. При этом не должно допускаться ни малейшего проявления зависимости абонента от оператора.

Телефонный номер, принадлежащий сети связи конкретного оператора, был, безусловно, наиболее весомым аргументом удержания абонентов, которые желают сохранить свои номера по различным причинам. Юридические лица — поскольку вложили определенные средства в рекламу или внесли эти номера в качестве контактной информации в коммерческие договора. Физические лица при смене номера не хотят «потеряться» для других абонентов; к тому же возникают риски утраты аккаунтов в социальных сетях и форумах, зарегистрированных на телефонный номер.

Возможность переноса номера позволит абонентам избавиться от зависимости от конкретного оператора связи.

Новая стратегия

Как ведущая научно-исследовательская организация России в области связи и ИТ, ЦНИИС является интегратором новейших мировых технических достижений в области телекоммуникаций в российскую сеть связи. В зону ответственности института всегда входило долгосрочное прогнозирование развития отрасли, разработка стратегий и концепций, системное и комплексное представление происходящих в отрасли процессов и их оценка с точки зрения технологических и иных рисков. Более того, выступая в качестве научно-методологической организации, ЦНИИС еще и разрабатывает методики выполнения этих задач.

К сожалению, в последние годы снизилась роль института как головной организации в проведении комплексных научных исследований в области построения сетей связи и телетрафика. Изменилась и общая ситуация на рынке: сократились объемы работ по ряду традиционных для ЦНИИС направлений деятельности, таких, например, как системное проектирование.

Понимая стратегическую важность НИР для отрасли, ФГУП ЦНИИС не намерен уходить с этого рынка. Сегодня завершена разработка принципиально новой, основанной на современных подходах и принципах, стратегии деятельности института, которая предполагает интеграцию научных исследований в практическое решение важнейших отраслевых задач. В стратегии намечена главная цель — преобразование ФГУП ЦНИИС в центр мониторинга и анализа критически важных ресурсов сети связи общего пользования, что позволит восстановить научно-производственную формулу: мониторинг–статистика–прогноз.

При этом стратегия предполагает, что научной организации может быть поручена некая функция, которую она анализирует, разрабатывает, вводит в эксплуатацию и затем может взять на аутсорсинг. Тем самым обеспечивается отраслевое финансирование научной организации. Такая схема обеспечивает успешный бизнес многих зарубежных консалтинговых и исследовательских компаний. Последовательность действий: институт разрабатывает новое направление, которое дает ему возможность осуществлять коммерческую деятельность, разрабатывать и реализовывать новые проекты. Все в одних руках.

Создание оператора базы данных перенесенных номеров — это и есть первый шаг на пути реализации новой стратегии ЦНИИС

Институт и ранее принимал участие в масштабных проектах по модернизации сетевой инфраструктуры. ЦНИИС был идеологом и координатором работ по внедрению системы сигнализации ОКС № 7, а также проекта по реализации права абонента на выбор оператора МГ/МН-связи.

Научная и консалтинговая деятельность ЦНИИС всегда тесно связана с разработкой технических и административных регламентов, определяющих процедуры эксплуатации сетей и систем связи. Большинство действующих сегодня нормативов, по которым работают службы операторов связи, начиная от регистрации и выделения ресурсов нумерации и заканчивая порядком введения новых кодов на сетях связи, были разработаны при непосредственном участии ЦНИИС. Понимая, как формировались и устанавливались эти правила, осознавая значимость, последствия и критичность их отдельных положений, специалисты института компетентно решают эти вопросы.

Говоря о проекте создания оператора базы данных перенесенных номеров, важно отметить, что институт изначально определял задачу шире, чем просто обеспечение права абонента подвижной радиотелефонной связи на сохранение своего номера при переходе к другому оператору.

Оператор базы данных перенесенных номеров уже по роду своей деятельности будет обладать самой полной, актуальной и детализированной информацией о ресурсах нумерации единой сети электросвязи Российской Федерации. Со временем при увеличении количества перенесенных номеров информация базы данных будет расти. Оказание дополнительных услуг и возможное внедрение услуги переносимости номера для сети фиксированной связи приведут к тому, что информация базы данных начнет дублировать информацию реестра нумерации российской системы и плана нумерации и даже превзойдет его за счет информации о принадлежности номеров конкретным абонентам.

Таким образом, база данных перенесенных номеров уже сегодня позиционируется как информационный ресурс, входящий в состав критической информационной инфраструктуры Российской Федерации.

При этом создаваемая база данных перенесенных номеров за счет гибкого изменения и наращивания функциональности системы должна стать основой для внедрения других услуг в ответ на новые требования со стороны регулятора и рынка. К таким требованиям могут относиться: введение процедуры переноса номера для фиксированных сетей связи и процедуры переноса номера из сетей фиксированной связи в сети подвижной; создание базы данных ENUM, предполагающее предоставление оператору связи маршрутной информации, необходимой для корректного функционирования услуг на базе протокола IP (MMS, услуг на базе IMS и т. д.), в том числе при их прохождении между абонентами, обслуживаемыми разными операторами связи, и с поправкой на возможность переноса абонентского номера.

Россвязь — куратор проекта

Эта роль возложена на Федеральное агентство связи приказом Минкомсвязи России, и ЦНИИС как подведомственная Россвязи организация реализует проект по созданию оператора базы данных перенесенных номеров в тесном взаимодействии с агентством. Более того, Россвязь по умолчанию входит в число участников процесса переноса номера, поскольку имеет полномочия на ведение реестра системы и плана нумерации, а также управляет резервом универсального обслуживания.

База данных перенесенных номеров является важным, но всего лишь одним элементом в автоматизированной цепочке взаимоотношений абонента, оператора-донора и оператора-реципиента. Необходимым звеном этой цепочки с точки зрения функционирования сети связи также являются транзитные операторы и операторы фиксированной телефонной связи. А для сохранения различных возможностей и поддержки дополнительных услуг для абонента информацию о перенесенных номерах должны иметь операторы платежных систем, контент-провайдеры и другие участники рынка.

После принятия решения о внедрении в России услуги переноса номера при Минкомсвязи России была создана рабочая группа (РГ), включающая в себя представителей всех основных операторов подвижной связи. Ее работа носит открытый характер, в обсуждении очно либо заочно принимают участие все заинтересованные организации. После назначения оператором базы данных перенесенных номеров на ЦНИИС была возложена роль координатора деятельности данной РГ, в том числе по обеспечению инфраструктуры управления проектом: почтовая рассылка, ведение портала информационных ресурсов проекта, помещения для заседаний и т. д.

В рамках координации деятельности РГ при участии ЦНИИС были разработаны решения и документы, необходимые для запуска услуги переноса номера. Все технические решения по функционированию базы данных переносимых номеров согласованы с Рабочей группой.

Повышение качества телекоммуникационных услуг

Важное направление деятельности ЦНИИС — инициирование НИР, обеспечивающих качество услуг. Недавние исследования выявили формулу прямого влияния связной инфраструктуры на объем внутреннего валового продукта. Сейчас принято считать, что рост проникновения ШПД на 10% приводит к увеличению ВВП страны на 1%. При этом удвоение средней скорости ШПД в стране ведет к росту ВВП на 0,3%. Таким образом, развитие ШПД — прямой стимул развития национальной экономики.

Для операторов проблема повышения качества имеет две стороны. Главное в том, что повышение качества телекоммуникационных услуг способствует сохранению и расширению клиентской базы, создает предпосылки для внедрения более благоприятных тарифов. Но, с другой стороны, возникает необходимость существенных затрат на модернизацию сетей. Достаточно очевидно, что стратегические вопросы управления качеством телекоммуникационных услуг должна взять на себя организация, равноотстоящая от компаний, занятых проектированием, строительством и эксплуатацией сетей связи.

ЦНИИС начал работы по созданию Центра контроля качества с двух крупных НИР. Первая — разработка метрологически состоятельного метода измерения скорости широкополосного доступа (ШПД). В настоящее время имеется достаточно способов определения скорости передачи при доступе в Интернет. Однако среди них нет ни одного, способного выдержать метрологическую поверку и обрести правовую пригодность для разрешения конфликтов между провайдером и потребителем. Предлагаемый метрологически обоснованный метод измерения скорости ШПД и метод измерения качества этой телематической услуги в целом призваны восполнить этот пробел.

В настоящее время работа близка к завершению: подготовлены проект вклада в МСЭ-Т, первая редакция заявки на новый способ измерения, формула изобретения которого содержит восемь отличительных особенностей, и развернутая статья для журнала «Электросвязь».

Вторая НИР — разработка программы стандартизации в области телекоммуникаций на период до 2020 г. Планируется проанализировать опыт передовых стран, разработать базовые принципы построения системы стандартизации в отрасли связи, сформировать критерии и классификационные признаки упорядочивания системы стандартизации. Также будут даны предложения по совершенствованию нормативного правового регулирования в сфере телекоммуникаций путем отнесения к области стандартизации отраслевых нормативных документов, введенных приказами Минкомсвязи России. Предполагается подготовить перечень документов по стандартизации, которые следует исключить, актуализировать и вновь разработать. И наконец, предстоит создать саму программу стандартизации для отрасли инфокоммуникаций на период до 2020 г.

Одновременно с этим готовятся предложения по совершенствованию организационно-методических основ в области отраслевой стандартизации, таких как общие принципы построения отраслевой системы стандартизации и контроля качества услуг связи, формирование требований к показателям качества и методикам измерения телекоммуникационных услуг, разработка технического задания на веб-портал отраслевой системы оценки качества услуг связи.

Воссоздание системы стандартизации имеет огромное значение не только для отрасли в целом, но и для самого ЦНИИС, силами которого уже в течение 95 лет разрабатывались и разрабатываются основополагающие телекоммуникационные стандарты.

 

Опубликовано в журнале «ЭЛЕКТРОСВЯЗЬ» № 12, 2013