ЦНИИС предлагает двухуровневое регулирование качества связи

11.03.2014

Читайте материал о новых разработках ЦНИИС в журнале "Радиочастотный спектр" №3.

В настоящее время в России работают несколько обзорных сайтов, посвященных качеству услуг связи. Большинство из них оценивает работу только интернет-провайдеров. Отрасли же необходим комплексный подход, охватывающий все сегменты рынка. Чтобы решить эту задачу, ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт связи» (ЦНИИС) предлагает создать Национальный отраслевой Центр контроля качества инфокоммуникационных услуг (ЦКК).

По мнению ЦНИИС, новая структура должна контролироваться Минкомсвязью и не аффилироваться с компаниями, занятыми проектированием, строительством и эксплуатацией сетей связи. По словам директора по развитию и ИТ института Олега Скокова, в дополнение к административным методам контроля качества, которые использует Роскомнадзор, нужно внедрить рыночный подход.
Саморегулирование должно базироваться на сравнении показателей качества различных поставщиков услуг (бенчмаркинг).

Контроль в ЦКК предлагается проводить с помощью специализированного интернет-портала на основе одобренных регулятором методик и стандартов. На нем же, по результатам измерений и оценок, автоматически будут формироваться отчеты, а также рейтинги операторов связи, вестись сравнение поставщиков услуг по комплексу показателей цена/качество.

«Пользователи услуг смогут видеть рейтинги операторов и не выбирать тех из них, которые находятся внизу списка. Таким образом, в борьбе за клиентов все операторы будут вынуждены задуматься о повышении качества обслуживания», – пояснил О. Скоков на пресс-конференции, состоявшейся 13 февраля в Москве.

Особенностью подхода является принцип краудсорсинга, предполагающий привлечение абонентов к измерениям и оценкам.

ЦНИИС разработал специальные методики, которые позволяют получить достоверные метрологические результаты измерений. Сейчас они тестируются и проходят процесс патентования. На создаваемом портале будет оцениваться работа операторов сотовой и фиксированной телефонной связи, мобильного и проводного доступа в интернет, а также электронные госуслуги, службы оповещения о чрезвычайных ситуациях и другие сервисы. Одним из способов контроля качества услуг станут специальные приложения, устанавливаемые на устройства пользователей.

«Госрегулирование и бенчмаркинг – это два взаимодополняющих подхода. Принцип саморегулирования оптимально подходит для конкурентного рынка, а административные методы могут применяться как мера для решения конкретных задач. Например, основанием для проверок Роскомнадзора могут стать жалобы и претензии абонентов, сигналы ЦКК о деградации качества услуг, низкие позиции оператора связи в рейтинге по конкретному региону», – добавил О. Скоков.